Феноменологическая редукция
Другое / Феноменологическая трактовка сознания / Феноменологическая редукция

Необходимое условие феноменологического анализа, как уже отмечалось, заключается в том, чтобы внимание исследователя было направлено не на внешний мир, а на само сознание, ибо, именно оно в конечном счете является источником как научного, так и донаучного знания. Вычленить и проанализировать сознание в его «чистоте» можно с помощью редукции – комплексной процедуры, которая включает в себя несколько операций. Прежде всего, необходимо осуществить эпохе – воздержание от всякого полагания реального существования окружающего мира. Эпохе создает необходимые условия для того, чтобы направить наше внимание не на реальные предметы, а на способ их данности сознанию и тем самым способствовать исследованию тех актов сознания, в которых нами осознаются эти предметы. Эпохе рассматривается феноменологами в качестве операции, помогающей исследователю занять позицию не по отношению к миру, но проникнуть в саму «чистую субъективность».

Для феноменолога смысл эпохе заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для исследования фундаментальных характеристик сознания. Согласно феноменологической концепции естественная установка сознания не дает возможности судить с достоверностью об отношении наших представлений и содержания нашего мышления к самой действительности. Поэтому целесообразно воздержаться от высказываний об этом отношении и обратиться к тому, в чем мы твердо уверены и что можем точно описать, а именно к процессам нашего собственного сознания. Эпохе, как начальная стадия феноменологической редукции, должно привести, по словам Гуссерля, к « «чистой жизни» сознания со всеми ее чистыми переживаниями и всеми ее чистыми данностями, с универсумом феноменов в феноменологическом смысле. « «Чистая феноменология», – пишет Гуссерль, – есть учение о созерцании «чистых феноменов» «чистым сознанием» «чистого Я»»[5]. Эпохе имеет целью обеспечить адекватность феноменологического исследования «чистого сознания», поэтому воздержание от веры в существование распространяется практически на все сферы бытия.

Вслед за феноменологической редукцией, по мнению Гусселя, должна быть проведена трансцендетальная редукция, цель которой заключается в еще более радикальном очищении сознания и обнаружении так называемых «первоисточников» опыта. Как всякая идеализация, понятие «трансцендентальная субъективность» плодотворно, если оно верно отражает наиболее существенные аспекты человеческой деятельности.

Смотрите также

Платон и его эстетика
...

Философия любви
...

Феномен культуры в философии
...