Основное содержание диссертации
Другое / Феномен маргинальности в современном российском обществе / Основное содержание диссертации
Страница 2

Социологический подход анализирует маргинальность как окраину или переходность в социальной структуре и общественных изменениях. Концепции маргинальности в социологии тесно переплетаются с пониманием социальной структуры, социализации, адаптации, социальной мобильности, аномии, девиации, идентификации, ситуации, статуса, марксистской терминологией отчуждения и деклассирования. При этом применяются термины «маргинальная группа», «маргинальный статус», «маргинальная ситуация». В социально-экономи-ческой версии подхода маргиналами признаются члены социальных групп, находящихся в состоянии хронической нищеты. Социоструктурное понимание маргинальности рассматривает положение человека и групп в социальной структуре общества, где выделяются фундаментальные и периферийные элементы. Положение маргинальных людей определяется как «дно» общества, как промежуточные несамостоятельные группы между основными элементами стратификации, как нетипичные, аномальные поведенческие модели внутри социальных общностей, как индивидуальное аморфное расположение во всех структурах общества. Личностно-психологический аспект феномена связан с осмыслением серьёзных проблем личности и их внешних проявлений, наиболее близко здесь понятие «маргинальная личность». Обычно психолого-поведенческая маргинальность понимается как выраженные отклонения на уровне духовности и действий личности, её дезадаптированность, нарушения важных табу общества, ставшие следствием «сбоев» в социализации и стечения обстоятельств. Здесь важна теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, где все неконформные модели поведения объявляются девиантными. Одним из ярких проявлений личностной маргинальности в современных условиях является одиночество.

Нормативно-правовое понимание маргинальности базируется на разделении нормы и отклонений от неё в различных сферах жизни человека. Как правило, в качестве критериев оценки берутся духовно-нравственные, поведенческие и юридические нормы. В последнем случае маргиналами считаются в основном преступники, явно выходящие за рамки правовых норм общества. Но абстрактность и внешняя объективность нормативно-правового выделения маргинальности, как якобы всем понятной и очевидной «не-нормы», являются таковыми лишь условно, ведь демаркацию здесь проводят не какие-то объективные внешние силы, а живые люди, которые своим коллективным мнением могут превращать или нет потенцию маргинальности в её данность. Политологическая маргинальность рассматривает отношение человека к существующему порядку в обществе, к власти. Это понимание маргинальности как явно опасной или индифферентной периферии главных политических центров и процессов, в которые она включена явно недостаточно или вообще не включена. Здесь ясна связь феномена с абсентеизмом, протестным поведением, экстремизмом, терроризмом. При этом есть существенное сходство характеристик политического поведения маргиналов и люмпенов в виде лёгкости навязывания им взглядов, податливости внешнему влиянию, усиления их деструктивной политической роли во времена коренных перемен. Но нельзя отрицать и прогрессивную роль маргиналов в развитии общества как новаторов и борцов, как очень важного фактора социальной эволюции вообще. Пространственно-географический подход связан с пространственным расположением элементов систем, их взаимным позиционированием. Тогда понятия центра и периферии исполняют роль нормы и отклонения, а понятие границы приобретает буквальное значение. Примерами пространственно-географической маргинальности служат сегрегация населения в городах, приграничные территории государств со смешанным населением, окраины государств со слабой связью с их центрами, эксклавы стран на чужой территории. Объективный фактор пространства как физического расположения объектов становится во многом субъективным и личностным в социуме, где субъекты часто и быстро перемещаются в различных направлениях и с различной скоростью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Исторические условия становления русской культуры
...

Образ софиста в диалогах Платона
...

Деятельность, субъект, объект
  Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...