Основное содержание диссертации
Другое / Феномен маргинальности в современном российском обществе / Основное содержание диссертации
Страница 1

Во введении к работе обосновывается актуальность темы исследования, ставится проблема и определяется степень её научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, отмечается его научная новизна, обозначаются методологические основы работы, её теоретическая и практическая значимость, выносимые на защиту основные положения, апробация и структура диссертации.

Первая глава «Маргинальность как проблема социальной философии» состоит из трёх параграфов, где анализируются теоретические аспекты прошлого и современного изучения феномена маргинальности в пространственно-хронологическом и дисциплинарно-концептуальном ключе.

В первом параграфе «Развитие концепций маргинальности в России» автором рассмотрен ряд современных определений маргинальности, проведено их краткое сравнение с понятиями «деклассированные элементы», «лиминальность», «андекласс», «эксклюзия». Показана сложность и неоднозначность толкования понятий современной маргиналистики, неизбежно возникших из-за расплывчатости объекта их описания.

Уже советской маргиналистикой 1980-х годов феномен маргинальности рассматривался довольно подробно. При этом социальные проблемы, связанные с этим феноменом, разбирались не столько напрямую с применением его терминологии и концепций, сколько косвенно. Исследования через призму смешения западных концепций маргинальности с марксистской терминологией порождали крайне неоднозначные оценки. Отношение советских исследователей к маргиналам было дуалистичным, с постепенным движением от однозначно негативных до вполне взвешенных оценок, что было обусловлено процессом глубинных изменений в стране.

Теоретическое и практическое изучение маргинальности в России 1990-х годов проходило в качественно иной исторической ситуации, нежели в СССР. Оно носило открытый и признанный характер, направлений данного изучения стало гораздо больше, осмысление маргиналистики шло по пути разделения подходов и концепций. Большое влияние на концептуальное развитие российской маргиналистики оказала конкретно-историческая ситуация в России того времени, особенно её глобальная переходность и острая кризисность. В исследованиях 1990-х годов часто сочетались внешне теоретически нейтральное отношение к феномену маргинальности как таковому вообще и негативная оценка положения и перспектив страны с точки зрения его реальных проявлений. Центральным пунктом в смысловом определении понятия «маргинальность» становился образ переходности, промежуточности, что вполне отвечает специфике ситуации в России. Маргинализация признавалась не только широкомасштабным процессом, приводящим к тяжёлым последствиям для больших масс людей, но одновременно и ресурсом формирования новых социальных отношений.

В работах 2000-х годов был совершён переход на более высокий уровень изучения, соответствующий обобщённому социально-философскому, а не отдельно социологическому или культурологическому анализу феномена. Но всё же некоторый разрыв между изучением маргинальности как теоретической проблемы социальной философии и исследованием конкретно-исторических реалий, по мысли автора диссертации, в российской маргиналистике сохраняется. Кроме того, терминология маргиналистики очень разноречива, фактически каждый крупный учёный понимает её по-своему. Во втором параграфе «Методологический анализ феномена маргинальности» проведён анализ подходов и концепций феномена. Автором условно выделены культурный (этнокультурный и социокультурный), социологический (социально-экономический и социоструктурный), личностно-психологи-ческий, нормативно-правовой, политологический и пространственно-географический подходы к изучению и трактовке маргинальности.

Культурологическое направление маргиналистики зародилось первым и на Западе, и в СССР. При этом в этнокультурной версии данного подхода «привязка» осуществляется по национальному критерию культурной идентичности, а в социокультурной – по более широкому соответствию культуре. В первой анализируется совмещение одной и той же личностью и группой лиц различных расовых, этнических элементов. Во второй маргинальность выражается в различных субкультурах как периферийных видоизменениях, искажённых вариациях господствующей культуры; а также в более выраженных контркультурах. «Маргинальная культура» является альтернативой или антиподом культуры официальной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее
Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным ...

Учения Сократа
...

Любовь, как философская категория
...